Как-то года три назад, когда все казалось прекрасно, наткнулся я на эту книгу и чтой-то выписал. Но тогда её злобно-депрессивное настроение меня не коснулось. А теперь вот всплыло во всей красе.


Сама книга - сочетание философско-социологического трактата, зарисовок из жизни советской интеллигенции и злобной сатиры.
«обман есть наиболее выгодная форма социального поведения
история не оставляет следов,она оставляет лишь последствия, которые не похожи на породившие ихобстоятельства
нельзя быть крупнымхудожником, не будучи художником короля
Общество можно представить как огромное число клеточек, связанных друг с другом и осуществляющих какие-то действия независимо от того, есть в них человек или нет. А люди лишь забираются в эти клеточки (в какие удастся благодаря индивидуальной судьбе) и делают всето, что им эти клеточки навязывают.
Я ни в чем не обвиняю людей персонально и не хочу сказать, что они плохие. Я люблю людей. Я хочу лишь сказать, что если они выглядят плохими, то причина этого -- те ячейки социального механизма, вкоторые им волею обстоятельств удается забраться. Люди хороши только тогда,когда они из этих ячеек вылезают на то или иное время.
читать дальшеС точки зрения человеческого типа можно различать цивилизацию и антицивилизацию. Последняя так же способна к развитию и прогрессу, как и первая. Высоко развитая антицивилизация уничтожает цивилизацию (и наоборот), но до поры, до времени они уживаются рядом и даже трудно различимы. Они врастают друг в друга. Причем, доминирует антицивилизация. Цивилизация есть лишь более или менее заметный ее спутник
если человек один против всех, он всегда прав
Языковая деятельность людейесть хаос с логической точки зрения, а внедрение логики в нее -- ничтожная по последствиям попытка внести в этот хаос порядок.
коэффициент логичностипрактически не зависит от уровня образования индивидов и обратно пропорционален уровню социального положения индивидов.
Несправедливо лишь то, что не соответствует законам данного социального образования.
Государственные интересы -пустая абстракция. Есть интересы определенных категории людей, которые они маскируют под государственные.
Люди осуществляют социальные действия в силу социальных законов. И никакой более глубокой основы социальные действия не имеют. Что же касается целей и мотивов, то они относятся к действиям людей совсем в ином, не социологическом плане, в частности -- в психологическом.
наблюдаемые вокруг явления, которые официально принято считать чужеродными, случайными, единичными отклонениями от некоей благородной добродетельной основы и сути, на самом деле, суть необходимые, закономерные, регулярные, всеобщие следствия, вытекающие из самой сути социального бытия людей в существующих в высшей степени благоприятных для этих явлений условиях.
Отношение индивида и его группы характеризуется двумя величинами: 1) степенью зависимости индивида отгруппы; 2) степенью зависимости группы от индивида. Степень зависимости индивида от группы имеет тенденцию к максимальному увеличению (к максимуму), а степень зависимости группы от индивида -- к максимальному уменьшению (к минимуму).


Каждому по труду -- это отнюдь не абсолютно справедливая доля продукта за фактически отданный труд, а доля продукта, который считается справедливым человеку в данном его положении. Это цена социальной позиции человека.
Ум и талант группы не может превышать ум и талант членов группы. Он ниже таковых самых сильных членов группы.
Ставить проблемы вообще важнее, чем их решать. Решенные проблемы исчезают в прошлое. Поставленные рождают будущее. В особенности принципиально неразрешимые проблемы. Они вечны. Человек вообще начинается со стремления сделать невозможное.
Что такое психика с социальной точки зрения? Плохо организованное осознание своей больной физиологии.
Как животное человек есть возможность любых качеств, говорит Болтун.
Состояние языка есть показатель состояния духовной культуры общества.
Раньше ученый -- часто человек, ценимый за какие-то идеи и открытия.Теперь заслуги ученого чаще определяют количеством опубликованных работ, учеными степенями и званиями, а в основном -- занимаемыми должностями.
Специалисты по решению проблем уступают место специалистам по литературе, относящейся к этим проблемам, но не дающей их решения.
Как алхимики охотно продавали рецепты изготовления золота, но сами эти советы никогда не реализовали, так методологи охотно учат всех, как делать научные открытия, хотя сами ухитряются не делать открытий даже в своей собственной области.
Социальная группа естьскопление крыс, вынужденное более или менее постоянными условиями их существования. В нем имеет место устойчивое разделение функций, и в первую очередь, -- разделение на руководящую и руководимые части.


Современный человек обладает исторически навязанной ему способностью к идеологической обработке получаемых сведений и потребностью в этом. А общество преподносит ему научные сведения в такой форме, что идеологический эффект оказывается неизбежным. Наука в итоге поставляет лишь фразеологию, идеи и темы.
Сегодняшний день и есть сама жизнь, а не подготовка к жизни.
Возьми любую сферу жизни и увидишь: везде люди стоят перед проблемой свободного выбора. Именно свобода рождает зависимость.
Я признаю одну партию, а именно ту, в которую вхожу один только я. Разве это преступление?
Надо, сказал Болтун, прежде всего различать текст и его интерпретацию. Любой текст допускает неограниченное множество истолкований. Любое истолкование данного текста не содержится в данном тексте.
Общество само делает своих врагов. Отчасти --удобных врагов, с которыми легко вести эффектную борьбу. Отчасти -- жизненно необходимых врагов, которые защищают его и несут ему благо, то есть будущих героев. Тут действует нечто похожее на инстинкт самосохранения.
Они искали то, чего нет, сказал Посетитель. Учение о мире? Его нет, ибо общиезаконы мира суть лишь соглашения о смысле слов. Учение об обществе? Его нет, ибо общие законы общества суть лишь правила поведения, изобретаемые людьми. Учение о человеке? Его нет, ибо человек есть все, что угодно, т.е. ничто.Человек есть лишь случайный посетитель этого мира. Когда он есть, его уже нет. Никаких опор, все истинно. И все ложно. Все имеет глубокий смысл. И все бессмысленно. Они все умные люди. Но ум не дает выбора. Ум исключает выбор.Наука тем более.
Человек есть еще и гражданин. Как тут участвует развитие науки и техники? Они тут совсем не причем. Из человека-скота надо еще лепить человека-гражданина. Лепить совсем из других источников. По особым правилам. Особыми средствами. И каждый раз заново. И воевать за это надо. Тут есть своя автономная история. Человека гражданином делает не наука и техника, а искусство, нравственность, религия, идеология, постоянный опыт сопротивления.
Главное условие счастливой жизни - научиться нормально жить задом наперед и вверх ногами.
Когда людей насилуют, им кажется, что они способны на многое. Дай им свободу, и скоро всем станет ясно, что они не способны ни на что. Способность сделать нечто есть мутация.
О религии: Есть три формы обращения человека: к другому конкретному человеку, к группе лиц, к организации, -- просьба, благодарность, порицание. Это обращение персонифицировано. Уберите теперь из этой схемы конкретную персонификацию. Представьте, что человек обращается, но ни к кому. Но обращение как языковая форма не может быть таким неполным. И пустое место заполняется формой персонификации как таковой. И то, к кому теперь направляется обращение, по определению есть бог. Это все чисто языковые трюки, сказал Посетитель. А что поделаешь, сказал Болтун. Мы живем в цивилизации. Изнее вырваться невозможно. Здесь все в языке и через язык. И даже религия здесь принимает форму чисто языковой деятельности.
Правда о прошлом возможна только тогда, когда она не вызывает эмоций. Если прошлое вызывает эмоции, оно непознаваемо. Живи сейчас.
Я застал мир таким, каким он стал независимо от меня. И я никому ничего не должен. С этого момента он все свои наиболее важные решения в жизни принимал внезапно. Оказалось, что это был единственный правильный способ остаться на свободе.
Выпьем за то, чтоб им всем было плохо Насилие есть равнодействующая свободных воль индивидов, а не злой умысел тиранов.
Неограниченная власть тиранов есть иллюзия, рождаемая ситуацией всевластия жертв власти.
Школа не есть всего лишь подготовка людей к получению образования и специальности. Школа есть часть жизни общества, идущая в полном соответствии с законами целого. Она отражает в себе все общество со всеми его качествами и проблемами. Здесь они лишь трансформируются применительно к возрасту и положению граждан»
Ну как вам такое общество?



Впрочем, есть интересная роль:


. Но и она хреново кончится.
рисунки, кстати, тоже Зиновьева.
взято отсюдаwww.zinoviev.ru/Ну и добрая песенка в заключение: